рисование песком красноярск«Мы просто другие,
Мы живем на другой глубине.
Мы просто такие.
Неизвестно, по чьей вине.
Нам себя уже не изменить
И такими, как вы, не стать.
Так попробуйте рядом быть,
Попытайтесь нас просто понять…»

«Вас приветствует «Студия рисования песком SandCity»! Наступило лето, но мы по-прежнему работаем для вас!» — бодрым голосом сообщает звонящим  наш студийный автоответчик. Однако лето – пора, к сожалению, весьма кратковременная, а засим как нельзя более подходящая для совмещения полезного и приятного (читай, работы и отдыха). А что может быть более приятным, чем извлечь себя из душного пыльного города и появиться там, где тебя очень ждут, где тебе рады и где ты нужен?! С этого веселого настроя началась моя поездка в «Усадьбу добрых дел» — загородный домик, построенный руками родителей ребятишек с диагнозом «аутизм», которого, кстати, официально не существует в нашей стране.

В дорогу собрались быстро. Попутчиками моими стали давние друзья Студии – Центр Семейных Событий и пчеловодческая компания «Тенториум». И вот, песочные столы, сам песок и куча сопутствующих прибамбасов загружены в машины – ПОЕХАЛИ! Спустя час времени и N-ное количество собранных по дороге колдобин наши авто припарковались около чудного местечка. Вокруг шелестела листва, березки перемежались с игольчатыми, раздавались давно забытые в городе трели птиц, лёгкие упивались чудесными ароматами леса!

Радушная хозяйка Усадьбы, Людмила Михайловна, встретила нас у калитки и как дорогих гостей повела показывать свои владения…

Проходите и чувствуйте себя, как дома!

Прямо от ворот открывался чудный вид на летнюю террасу, рядом располагалась летняя же сцена с рядами аккуратных деревянных скамеечек, то тут, то там виднелись развешанные между деревьями качели, а чуть поодаль – о чудо, я увидела мечту моего детства – небольшую беседку в кроне дерева, примерно на уровне второго этажа, и примыкающую к ней смотровую площадку. Когда мы подошли поближе, оказалось, что наверх, в беседку, можно было забраться по деревянной лестнице, спуститься же предлагалось либо по этой же самой лестнице, либо (и это было, конечно, намного интереснее) по деревянной горке – с последующим приземлением на травянисто-земляной пол.

Неподалеку виднелась банька и строящийся спальный корпус. Особый восторг вызвал, не поверите – ТУАЛЕТ, вернее, оформление притуалетного пространства! Воистину, вершина дизайнерской мысли! Вы только себе представьте: на двери заветного домика расположена табличка в евро-стиле с надписями «Свободно» и «Занято». Перед тем, как уединиться в волшебной комнате, достаточно перевернуть табличку стороной «Занято» лицом к потенциальным посетителям и со спокойной душой отправляться на «раздумья». В нескольких метрах от домика находится так называемый «Трон ожидания», на котором вполне комфортно может расположиться будущий туалето-посетитель, если увидит обозначенную табличку. Если же надпись гласит «Свободно», можно смело направляться  внутрь. Тут главное – не забыть перевернуть волшебную табличку при входе в комнату и при выходе из нее, во избежание каких бы то ни было казусов и недоразумений. J Всё это, повторюсь, придумано, выстроено, раскрашено родителями ребятишек-аутистов! И это достойно искреннего восхищения и уважения!

Не успели мы установить наши песочные столики, Людмила Михайловна повела нас обедать, невзирая на наши смущенные улыбки и нерешительные отнекивания. На широких дощатых столах на летней террасе нас уже ждали тарелки с вкуснейшими домашними щами. Спустя несколько минут подоспели и оладушки, приготовленные тут же, неподалеку от террасы, прямо на открытом огне. Все это было безумно вкусно, и очень приятно!

«Молодееец!..»

Однако полезную часть поездки никто не отменял. И мы поспешили объявить о начале мастер-класса по рисованию песком. Ребятишки собрались около наших столиков очень быстро. Почти со всеми из них были сопровождающие взрослые, ведь все инструкции ведущего необходимо было каждому ребенку доносить в индивидуальном темпе, с особой обходительностью. Со мной рядом оказался мальчик Юра. На вид ему было лет около 15-ти. Он был на голову выше меня, над верхней губой пробивались черные усики, взгляд поражал своей внимательностью. Он был один, без сопровождающего.

Мне вдруг стало немного не по себе, я осознала, что НИКОГДА не общалась с такими ребятишками, и что я понятия не имею, как это делается. Услышит ли, поймет ли меня Юра и все остальные? И что я буду делать, если не услышат, не поймут? А если я скажу что-нибудь не то? Но отступать было некуда, и я начала мастер-класс. Показала, как засыпается песочный фон, начала рисовать первые штрихи, проговаривая и поясняя каждое действие. Взрослые сопровождающие подхватывали мою речь и повторяли каждый своему ребенку, пробовали рисовать на песке сами и вместе с детьми.

Моё внимание захватил Юра. Очень скоро я стала объяснять только для него, замечая, что взрослым это не мешает меня слышать, понимать, и, соответственно, транслировать информацию детям. Мы рисовали домик – сначала прямоугольник, стоящий основанием на земле и состоящий фактически из трех линий. Раз-два-три, считал Юра, рисуя. Раз-два – и над прямоугольником-домом выросла треугольная крыша. Затем были окошко, дверь и труба. Солнышко и тучи. «Дождик!» — сказал Юра. «Или снег». И мы решили, что раз сейчас на дворе лето, пусть на рисунке будет дождик.

Мальчишка нарисовал косые черточки над крышей домика. Убрал руки от песочного стола, как заправский художник оглядел свою картину и протянул: «Молодееееец!». Я улыбнулась, и, кажется, наконец-то расслабилась! «Раскрасить!» – Юра указывал на свою картину. «Я не могу…» – растерялась я. «Это песок, он одного цвета. Это невозможно… Сейчас нельзя этого сделать…». Юра смотрел на меня, как будто силясь понять, что я говорю. И вдруг произнес: «Ты не знаешь, как это сделать!» Я улыбнулась – «Не знаю». «И я не знаю!» — он тоже улыбался.

Я не могу передать, какой восторг вызвал у меня этот диалог! Ведь мне говорили, что дети-аутисты не способны поддерживать разговор. Что они плохо понимают инструкции и с трудом следуют им. Мы с Юрой нарисовали еще несколько картин. Когда он не понимал, что я говорю ему, он просто брал мою руку и подносил ее к песку на своем столе, внимательно следил за тем, что я делаю, а после пытался повторить рисунок самостоятельно. Несколько раз он оценивал свои творения и хвалил себя – «Молодееееец!». А на мой неоднократный вопрос: «Хочешь еще рисовать?», отвечал неизменно: «Хочешь!». И мы рисовали дальше.

Без ненужных «Нельзя»

За соседним столиком мальчик изображал на песке эмблемы телеканалов, демонстрируя потрясающие знания нюансов написания логотипов, истории их видоизменений, а также расшифровки аббревиатур в их названиях.

Мальчик Даня, за третьим столиком, удивил меня тем, что совершенно самостоятельно нарисовал потрясающую мультяшную мышку – а ведь никто не показывал ему, как это делается на песке!

Кто-то из ребятишек просто двигал песок по песочному столу, и довольно долго мог находиться именно в этом процессе. И меня восхитило то, что никто: ни взрослые, ни другие дети не пытались вмешиваться в процесс перемещения песка и навязывать что-то свое! И надо сказать, что эту особенность взаимоотношений в Усадьбе я заметила не только во время рисования песком.

Дети могут делать здесь то, что им захочется, конечно, если это не противоречит нормам морали и не несет опасности для самого ребенка и для окружающих. И это отнюдь не попустительство – любой шаг каждого из детей находится под неусыпным контролем взрослых, готовых помочь ребенку, обезопасить его при первой же необходимости, но при этом он, ребенок, не скован всяческими ненужными «Нельзя», основанными только лишь на сохранении спокойствия и комфорта родителей.

Я не могу сказать, сколько времени длился наш мастер-класс. Ребята уходили, приходили снова, тут же рисовали родители, преподаватели. Заглядывали в гости несколько мальчишек из соседней с Усадьбой деревни – творческий процесс проходил на едином дыхании, весело и непринужденно. Но настала минута, когда столики опустели. Дело близилось к вечеру.

Когда солнце пошло на закат…

Людмила Михайловна с родителями ребят хлопотали по хозяйству, мы же расселись вокруг импровизированного очага, сооруженного перед летней террасой, водрузили на огонь решетку с куриными шашлычками и начали развлекать жителей Усадьбы песнями, преимущественно под грифом «Ретро». Вечер закончился совместным ужином за большим деревянным столом на террасе. Было очень вкусно и душевно. Меня не покидало ощущение большой дружной семьи. Чувства любви, душевного комфорта, какого-то спокойствия, зародившиеся в сердце, едва я переступила порог этого гостеприимного дома, крепли и укоренялись.

Мы тепло прощались с обитателями Усадьбы, когда солнце уже почти село за горизонт. Обменивались сердечными пожеланиями, словами благодарности и обещаниями непременно увидеться снова. Но покидая этот райский для приезжих уголок, я слегка грустила…

Вместо послесловия

Я грустила от осознания, что это, наверное, одно из немногих в мире мест, где все по-настоящему. Это – территория чувств, поступков, терпения и труда. Ежесекундного труда. Каждое действие, каждый взгляд здесь обеспечен настоящей ценностью просто потому, что эти люди, эти дети не могут, не умеют по-другому.

Во внешнем мире мы позволяем себе думать одно, говорить другое, а делать и вовсе третье. Это такой общественный договор, который мы принимаем в раннем детстве и неукоснительно следуем ему в течение всей жизни, особо не задумываясь, называя это политкорректностью, деликатностью, вежливостью… А эти дети, о которых мы, кстати сказать, очень мало знаем, словно стараемся не замечать их присутствия среди нас, эти дети не такие. Они не умеют врать. Они всегда предельно искренние, настоящие, как с самими собой, так и с другими людьми. И мне кажется, каждому из нас стоит научиться этому качеству, и тогда мир станет чуточку теплее.

Бытует мнение, что аутист – это человек, который не хочет контакта с миром. Сейчас это утверждение видится мне неверным, даже некорректным по отношению к этим детям. Они нуждаются в общении! Но в силу своих особенностей не имеют возможности его осуществить тем способом, к которому мы с вами привыкли. К чему я об этом? Мне всего лишь хочется сказать: «Друзья! Будьте добрыми, терпимыми к людям, живущим рядом с вами и в чем-то отличающимся от вас! Они не лучше и не хуже, они просто другие. Приезжайте в гости в замечательную Усадьбу добрых дел! Порадуйте ребят чем-то, чем можете, тем, что умеете, и дети, и их родители будут бесконечно благодарны вам. И вы сами сможете ощутить на себе человеческие тепло, любовь, доброту, бескорыстные, чистые, адресованные вам просто потому, что вы есть, вы рядом!».

P.S. Низкий поклон родителям ребят, их преподавателям, за их огромные сердца, полные любви и жизни!

Прочувствовала и записала для вас Татьяна Таранович.

Наш фотоотчет из Усадьбы добрых дел особонно хорошо смотреть в сопровождении этой песни —  Григорьева Л. и Ермолов А.- Мы просто другие

Google+