Ребенок 5-6 лет: особенности возраста, потребности, развитие

Ребенок 5-6 лет: особенности возраста, потребности, развитие

Ваш ребенок растет и все больше похож на маленького взрослого. Вам нужно принять то, что он уже не малыш, а ему – осознать, что он часть огромного мира и научиться жить в нем.

Пять-шесть лет — сложный период, когда развитие ребенка происходит так быстро, что его сложно проследить и поддержать.

Мы поможем вам сделать это — продолжим гармонично развивать эмоциональную сферу ребенка, знакомить его с окружающим миром и людьми. А еще — начнем готовить его к сложному, но такому интересному этапу в жизни — началу учебы в школе.

Ребенок 5-6 лет: особенности возраста

Обогащение и усложнение эмоциональной сферы

  • Появление и осознание сложных эмоций (удивление, стыд, гордость, нежность и т.д.).

  • Развитие чувства юмора, чувства прекрасного.

  • Новые страхи, более сложные. Например, страх смерти.

  • Более глубокое осознание, переживание, рефлексия своих эмоций, чем в 3-4 года. Ребенок уже может развернуто рассказать о своих эмоциях — что их вызвало, что он почувствовал, что он сделал, испытов ту или иную эмоцию.

  • Необходимость развития эмоциональной сферы (по-прежнему через игру, но с более глубоким психологическим подтекстом).

Развитие отношений со сверстниками

  • Для ребенка становятся важны оценки сверстников (как он себя ведет, интересно ли с ним играть и т.д.), они и сами оценивают поведение сверстников.

  • Игры становятся более сложными, дети устанавливают и обсуждают правила игры. По-прежнему популярны игры-подражания взрослым.

  • Ребенок может испытать первую влюбленность. К ней стоит отнестись серьезно, т.к. ребенок очень раним, чувствителен к иронии, насмешке.

  • Ребенок стремится поделиться своими знаниями и впечатлениями со сверстниками, что способствует появлению познавательной мотивации в общении.

Более глубокое осознание своего «Я» и своего места в мире

  • У ребенка формируются представления о «Я-реальном» и «Я-идеальном». Ребенок может оценивать свое поведение и сознательно исправлять его.

  • Преодоление эгоцентризма. Ребенок все больше соотносит свои желания с желаниями других. Например, может осознанно не устраивать шумных игр, если взрослые спят и т.п.

  • Ребенок идентифицирует себя с представителями своего пола, и даже может рассказать, по каким признака он это делает.

Ребенок и взрослый

  • Ребенок по-прежнему очень зависит от мнения/оценки взрослых, но уже может подвергать ее критике.

  • Ребенок по-прежнему нуждается в похвале и признании, внимании (в т.ч. и негативном — лучше пусть ругают, чем игнорируют, отсюда — плохое поведение. ребенок понимает, что ведет себя плохо, но хочет привлечь внимание).

  • Ребенок продолжает подражать взрослым, и это хороший повод приучить его ко «взрослым» делам, к помощи по дому (разумеется, не принуждая). Подражание распространяется и на сферу отношений между людьми, поведения, соблюдения норм нравственности. Родитель должен быть для ребенка хорошим примером во всем.

  • Ребенок по-прежнему стремится к самостоятельности, и стоит ослабить контроль, т.к. дети уже много что могут сами (и одеваться, и есть, и убирать за собой, и играть самостоятельно.

Фантазия и любознательность.

  • Фантазия развивается, ребенок может придумать и рассказать связную историю, вылепить или нарисовать придуманного героя.
    Важно: в этом возрасте нужно отличать чистую фантазию от лжи. Ребенок уже четко разделяет действительное и вымышленное и может сознательно обманывать, часто в интересах самозащиты (например, если родители очень строги и наказывают за малейшую провинность, ребенок может обманывать, чтобы оправдаться и избежать наказания).

  • Ребенок остается «почемучкой», и любознательность нужно поощрять. Не игнорируйте «неудобные» вопросы (откуда берутся дети? чем мальчики отличаются от девочек?). Отвечайте просто и на понятном ребенку языке.Эти вопросы в данном возрасте действительно важны, и полезнее ребенку узнать правильную, верную информацию, чтобы заполнить актуальный интерес. Таким образом происходит формирование полоролевой идентичности ребенка (первый этап).

    Также могут появиться сложные и «страшные» вопросы. например, «А что будет, когда я умру?», «Мама, а ты умрешь?». На эти вопросы также обязательно отвечать, т.к. ребенок может нафантазировать гораздо более страшные вещи, чем есть на самом деле. Не смейтесь над детскими страхами и не игнорируйте их! Используйте понятные слова, и примеры. Ребенок познает весь мир, и тема смерти в нем так же очень важна.

Развитие памяти, мышления и внимания

  • Объём памяти изменяется не существенно. Улучшается её устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приёмы и средства (в качестве подсказки могут выступать схемы, карточки или рисунки).

  • Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 мин вместе со взрослым.

  • Развивается прогностическая функция мышления, что позволяет ребёнку видеть перспективу событий, предвидеть близкие и отдалённые последствия собственных действий и поступков.

Ребенок 5-6 лет: что нужно для гармоничного развития?

ребенок 5-6 лет

  • Внимание к эмоциональной сфере, помощь в осознании, переживании более сложных эмоций.

  • Помощь в борьбе со страхами.

  • Удовлетворение любознательности, стремления к самостоятельности.

  • Удовлетворение потребности в общении.

  • Игра как в главном инструменте познания мира, самопознания (но игра уже более сложная, связанная с психологической рефлексией, соблюдением правил).

Школа не за горами…

Школа — это важнейший этап в жизни ребенка. Он должен освоить совершенно новую роль — школьника.

Со школой связаны страхи (Вдруг у меня не получится, и мама не будет меня любить), и их нужно преодолевать.

Школа — это целый груз ответственности — и правила, и дисциплина, и новые обязанности, и ожидания взрослых и т.д. не все дети самостоятельно с этим грузом справляются. Ребенку нужна помощь.

Подготовка в школе: советуем обратиться к психологу

Важно не столько научить ребенка читать, писать или считать, сколько подготовить его к тому, что его ждет в школе, сделать акцент на интересном (новые знания, знакомства), а не на том, что пугает (оценки, расставание с мамой на целый день и т.д.).

Ребенку в этот период особенно нужна ваша поддержка, опора, вера в его силы, гордость за его новый этап, и за то, как ребенок с ним справляется. А так же уверенность в том, что родители всегда будут рядом, на его стороне, всегда помогут разобраться с трудностями.

Еще один важный момент: научить ребенка ошибаться, и не бояться ошибок, именно ошибки позволяют становиться лучше, искать новые открытия, стремится к новым достижениям. Никогда не сравнивайте детей с другими детьми, взрослыми или с кем-то из родителей. Это сослужит плохую службу для самооценки ребенка. Чтобы ребенок чувствовал себя уверенно, можно сравнивать его достижения, с его собственными прошлыми достижениями. Например, ты не умел раньше считать до десяти, а теперь умеешь и т.п..

Не каждый родитель с этим справляется, если вы сомневаетесь, или вам нужна помощь, лучше обратиться к профессионалам. Ниже мы расскажем о нашей программе подготовке к школе.

А пока — об особенностях занятий в СС:

  • Сквозной мотив всех наших занятий, как развивающих, так и творческих — песок. Игра с песком успокаивает, расслабляет, помогает снять психо-эмоциональное напряжение, выплеснуть негативные эмоции в творческой форме. Именно работа с песком отличает наши программы от всех остальных и дает ребенку то, что трудно получить дома.

  • Чем старше ребенок, тем сильнее в наших занятиях психологический аспект. Мы используем психологические и педагогические знания и приемы, при постороения занятий, для лучшего восприятия, понимания и усвоения материала, в соответсвтии с возрастом и уровнем развития ребенка.

  • Мы не «дрессируем» ребенка и не стараемся «впихнуть» в него побольше знаний. Например. Мы не стремимся непременно научить, обучить ребенка всему и сразу, английский,. Математика, счет. В этот возрасте мозг еще формируется, и перед ним стоят совсем другие задачи. Активно развивается эмоциональная сфера. Мы таким образом организуем среду на занятиях. Что каждый ребенок может взять столько, сколько ему сейчас нужно. Мягко, через игру, увлекательные сказки на песке, мы знакомим ребенка с миром, с окружающими людьми, с тем как все устроено, и самое главное с самим собой. — в 3-4 года дети познают весь мир, и укладывают для себя все полученные знания о мире, именно через игру. Понятную для них форму – ведущую деятельность этого возраста.

  • Мы знаем, как дети в 3-4 года стремятся к самостоятельности, как они любознательны и активны, и всячески поощряем развитие этих качеств.

  • Мы подходим индивидуально к каждому маленькому студийцу, учитываем степень его развития — эмоционального и физического, чтобы процесс развития шел комфортно и своевременно. Поэтому группы у нас делятся не столько по возрастам, сколько по уровню подготовки малыша.

  • У нас работают профессиональные педагоги и психологи, регулярно проходящие обучение, и постоянно повышающие свою квалификацию.

  • Наши занятия проходят в мини группах, что позволяет учесть максимально индивидуальные особенности каждого ребенка и каждому уделить внимание.

Развивающие программы для детей 5-6 лет в СС

  • «Домик эмоций». Краткое описание программы.

  • «Дорога в школу». Краткое описание программы.

  • «Я — первоклашка». Краткое описание программы.

Пробные занятия. Покупка абонемента и полный курс занятий. Разовые занятия. Контакты.

Google+

Источник фото: © depositphotos.com/ pressmaster / chasingmoments