воспитание и развитие детейАгрессивность ребенка – одна из наиболее часто встречающихся проблем  в практике психологов, врачей и педагогов. Эта проблема постепенно становится актуальной и для общества, так как по мере взросления человек проецирует свои протесты на других людей и их имущество. Число детей с повышенной агрессивностью растет с каждым годом, поэтому родителям важно научиться правильно реагировать на проявление агрессии у ребенка.

Рост агрессивного поведения среди детей обусловлен рядом причин:

  • неприемлемыми социальными условиями для ребенка;
  • неправильным воспитанием или негативным климатом в семье;
  • недостатком внимания со стороны школы к агрессии ребенка;
  • увеличением процента неблагоприятных родов, оставляющих после себя повреждения головного мозга новорожденного;
  • пропаганда насилия в СМИ.

По мере роста агрессивности среди детей научный интерес к этой проблеме также растет. Но большинство исследований ограничиваются лишь теорией о природе агрессии и механизмах её проявления, в то же время практических методов коррекции совсем немного.

В данной статье мы приведем в помощь родителям рекомендации специалистов по правильному реагированию на проявления детской агрессии.

Правильная реакция на агрессию ребенка

Практически в каждом случае проявления детской агрессии необходимо вмешательство взрослого человека. Такое вмешательство позволит уменьшить или вообще избежать деструктивных действий в ходе конфликта и других напряженных ситуаций. Знание специальных рекомендаций, с помощью которых можно наиболее конструктивно воздействовать на агрессивное поведение детей, поможет родителям и педагогам разрешить конфликты и предотвратить их в дальнейшем.

1. Соблюдаем спокойствие

Адекватная агрессия является инстинктом человека, поэтому она присуща каждому. Целью такой формы поведения является защитная реакция. В случаях, когда агрессия ребенка вполне объяснима и не представляет опасности для его сверстников, рекомендуется выбрать следующие стратегии поведения:

  • проигнорировать негативную реакцию. Игнорирование является довольно мощным способом прекращения агрессивного поведения. Но важно понимать, что игнорировать допустимо только слабую агрессию;
  • выслушать и дать ребенку понять, что вам знакомы  и понятны его чувства;
  • предложить ребенку какое-либо задание с целью переключить его внимание с проблемы на что-то иное;
  • обозначить причины поведения (например, объяснить ребенку, что он злится, потому что утомился).

2. Акцентируем внимание на поступках

Когда ребенок успокоился, нужно обсудить с ним поступки и поведение во время проявления им агрессии. Давать оценку его действиям не следует, так как критика может вызвать протест и увести далеко от решения проблемы. Чтобы провести четкую грань между поступками и личностью, достаточно ограничиться обсуждением только того, что происходило в настоящий момент, исключая прошлые поступки. Популярное «чтение морали» может вызвать у ребенка только обиду, поэтому рекомендуется доброжелательно и твердо, не переходя на личность ребенка, указать на негативные последствия такого поведения и научить другим способам решения конфликтных ситуаций.

Для установления с ребенком двухсторонней связи можно использовать следующие приемы:

  • констатировать факт того, что ребенок ведет себя агрессивно;
  • задать конкретизирующий вопрос о чувствах ребенка в данный момент;
  • раскрыть мотивы недружелюбного поведения с помощью прямых вопросов;
  • дать ребенку понять, что вы чувствуете по отношению к агрессивному поведению;
  • апеллировать к договоренностям и ранее установленным правилам.

Необходимо также помнить, что «разбор полетов» стоит проводить наедине с ребенком, в спокойном и объективном ключе.

3. Контролируем собственные негативные эмоции

Когда ребенок проявляет агрессивное поведение, даже у взрослого человека это может вызвать сильные отрицательные эмоции. Но давайте поразмыслим, как ребенок сможет справиться со своей агрессией, если родитель или педагог подкрепляет ее своей негативной реакцией? Чтобы сохранить с ребенком хорошие отношения и продемонстрировать правильное поведение в конфликтной ситуации, необходимо избегать типичных ошибок, усиливающих напряжение и агрессию:

  • повышенный голос, угрожающий тон;
  • демонстрация собственной власти;
  • негодование, переход на крик;
  • агрессивные жесты и позы;
  • высмеивание, ирония, передразнивание;
  • отрицательная личностная оценка ребенка, его родителей или друзей;
  • применение физической силы;
  • вовлечение посторонних людей в  конфликт;
  • «чтение морали», нотации;
  • угрозы;
  • обобщение или сравнение ребенка с кем-то;
  • командный тон, невыполнимые и жестокие требования;
  • подкуп, оправдания.

4. Бережем репутацию ребенка

Ребенку признавать свои ошибки и поражения сложнее, чем взрослому, ведь публичное порицание и отрицательная оценка для него страшнее всего. Любой ценой он будет пытаться избежать осуждения, используя защитные реакции и включая агрессивное поведение.

Чтобы помочь ребенку сохранить его положительную репутацию, можно использовать следующие методы:

  • публично снизить вину ребенка, но в личной беседе показать истинное положение вещей;
  • позволить ребенку проявить самостоятельность в выполнении вашего требования, не требовать беспрекословного подчинения. Такое требование может спровоцировать новую агрессию;
  • предложить компромисс, выгодный вам обоим.

5. Демонстрируем модель правильного поведения

Чтобы научить ребенка контролировать свою агрессию, необходимо демонстрировать ему модель правильного поведения и быть искренним. Причем, чем младше ребенок, тем более дружелюбным должно быть ваше поведение по отношению к агрессивной реакции ребенка. Приведем примеры неагрессивного поведения, направленные на сглаживание конфликта:

  • слушание без анализа, позволяющее собеседнику высказать точку зрения. Прием так же известен, как умение внимать молча;
  • пауза, предоставляющая возможность ребенку выдохнуть и успокоиться;
  • невербальные средства, помогающие внушить спокойствие;
  • наводящие вопросы, для прояснения ситуации;
  • использование юмора;
  • признание и принятие чувств собеседника.

Типы «маленьких агрессоров» и взаимодействие с ними

1. Гиперактивно-агрессивный тип

Детям с повышенной гиперактивностью очень сложно быть послушными и соблюдать дисциплину. Воспитываясь в атмосфере вседозволенности, они могут становиться агрессивными, попадая в общество сверстников. Важно грамотно выстроить систему запретов или ограничений для таких детей, используя игру как метод. Необходимо научить ребенка признавать свои ошибки, сочувствовать и сопереживать сверстникам, взрослым людям и остальному окружающему миру.

2. Агрессивно-обидчивый тип

Особенности организма и нервной системы также могут стать причиной агрессивного поведения. Если ребенок раздражителен и раним, то малейшая обида может спровоцировать взрыв агрессии. В таких случаях важно помочь ребенку с психологической разрядкой – например, с помощью шумных игр.

3. Агрессивный тип с вызывающим поведением

Если родители редко общаются с ребенком, не уделяют ему внимания, это может быть причиной того, что семья перестанет быть эталоном для подражания. В таких случаях ребенок проявляет агрессию только по отношению к родителям. Ему становится скучно, и он проецирует на вас свои проблемы и настроение. Если вы это заметили, то постарайтесь решить проблемы ребенка вместе с ним.

4. Агрессивно-боязливый тип

Часто агрессивность является защитной реакцией ребенка на какую-либо угрозу, пусть даже мнимую. Чтобы помочь ребенку справиться со страхом, необходимо моделировать и преодолевать различные ситуации, балансирующие на грани неприятного с приятным. Приятного всегда должно быть немножко больше.

5. Агрессивно-бесчувственный тип

Существуют дети, у которых в силу особенностей характера или условий воспитания нарушена способность к сопереживанию и эмоциональному сочувствию. Они часто и быстро раздражаются или наоборот – держатся равнодушно, грубят, дерутся, плохо обращаются с животными. При этом им трудно понять, что кому-то их действия причиняют боль.

Чтобы вызвать у ребенка гуманные чувства, нужно чаще гладить животных, ухаживать за ними, обращать внимание на грусть другого человека и стимулировать желание оказать помощь и посочувствовать ему.

Получить профессиональную помощь детского и семейного психолога в Красноярске можно в Студии рисования песком SandCity – индивидуально или в рамках встречи «Родительского клуба». Звоните: 278-96-08. Мы поможем!

Google+